Одним из путей повышения качества учебного процесса в высшей
школе и усиления заинтересованности обоих субъектов обучения в
непрерывном самосовершенствовании может быть пересмотр процедуры
оценивания работы профессорско-преподавательского состава и
модернизация системы повышения квалификации. Ректораты российских
Одним из путей повышения качества учебного процесса в высшей
школе и усиления заинтересованности обоих субъектов обучения в
непрерывном самосовершенствовании может быть пересмотр процедуры
оценивания работы профессорско-преподавательского состава и
модернизация системы повышения квалификации.
Ректораты российских университетов, руководство кафедр и
отделы кадров по работе с сотрудниками сталкиваются с постоянными
трудностями по определению соответствия уровня квалификации того или
иного преподавателя его должностному положению. Эти проблемы возникают
при оформлении новых сотрудников на работу в вуз, при их аттестации,
оценке профессионального мастерства, должностном продвижении и
определении разряда тарифной сетки оплаты.
Осенью 1998 года Компьютерное сообщество Института Инженеров по Электротехнике и Электронике (IEEE- CS) и Ассоциация по Вычислительной Технике (ACM) основали специальную комиссию по учебным планам преподавания информатики с целью пересмотра существовавших на тот момент руководств по составлению учебных планов для университетских программ по информатике. Официально задача была сформулирована в уставе комиссии следующим образом:
Пересмотреть рекомендации ACM и IEEE-CS по учебным планам преподавания информатики 1991 года, и разработать исправленную и дополненную версию для 2001 года, которая будет учитывать самые по- следние достижения компьютерных технологий за последнее десятилетие и которая сможет выдер- жать проверку временем в течение последующего десятилетия.
В качестве
социально значимых индикаторов, позволяющих оценить состояние этой проблемы
могут служить три факта.
Первый из них
связан с количеством организационных структур в системе федеральной власти,
которые непосредственно занимаются проблемой информации и информатизации. До
последнего времени в структуре аппаратов Президента и Правительства Российской
Федерации насчитывалось свыше 20 специализированных структур этого профиля.
Россия сегодня находится в стадии развития информационного общества,
главным ресурсом в котором становится информация. Отличительной чертой
информационного общества является увеличение роли информации и знаний в жизни
общества. Становление информационного общества характеризовалось лавинообразным
нарастанием объемов информации.
Матросов В.Л., член-корреспондент РАН, действительный член РАО, д.ф.-м..н., профессор
Жданов С.А., к.п.н., профессор
Каракозов С.Д., д.пед.н., профессор
Рыжова Н.И., д.пед.н., профессор
Московский педагогический государственный университет
Барнаульский государственный педагогический университет
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
Процесс обеспечения содержания подготовки
педагогических кадров в области ИКТ после введения информатики в
учебный план школы можно условно разбить на три основных периода:
1-й период (1984-1991 гг.) - до введения стандартов высшего педагогического образования;
2-й период (1992-2000 гг.) - разработка и внедрение первого поколения стандартов высшего педагогического образования,
3-й период (2001 г. – по настоящее время) - разработка и внедрение второго поколения стандартов высшего педагогического образования
В течении этого периода времени, как отмечает в
своем исследовании М.П. Лапчик [1999], основные виды деятельности
педагогического сообщества по обеспечения содержания подготовки
педагогических кадров можно распределить по этапам следующим образом:
Для
общества начала третьего тысячелетия характерен ряд
особенностей — возросшая значимость интеллектуального труда,
ориентированного на использование информационного ресурса глобального
масштаба, потребность в осуществлении оперативной коммуникации между
отдельными специалистами, группами или сообществами людей, стремление к
взаимному приятию и уважению культур различных народов, необходимость
решения глобальных экологических, технологических и производственных
проблем совместными усилиями специалистов различных стран или
общественных организаций.
Российские ректоры
предложили отменить ЕГЭ, магистратуру и преподавать на всех факультетах
русский язык. Правда, Министерство образования уже ответило, что
считает эти предложения«непродуктивными».Дмитрий Медведев, в свою очередь, пообещал, что вузы смогут создавать
свои малые предприятия и становиться исследовательскими институтами.