Духовность
— свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное,
важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых
существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух — невидим,
непространствен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не
что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа, и для того,
чтобы дать определение этому свойству, духовности и духовностности —
человек несет в себе дух, — пришлось бы встать на некую иную точку,
откуда-то смотреть, что для нас невозможно, ибо дух — это мы сами и
есть, И дух выше, он по своей природе шире рациональных определений, он
в них не втискивается. Дух — это и мышление, и сознание, и воля
человеческая, это весь тот континуум, сложный и в то же врсмя единый
целостный поток, который составляет особенность человека. Дух — это
храм человека, и если дух свят, то он как бы захватывает все существо
человека, и тело его становится храмом. Мы знаем, что человек теснейшим
образом связан с мирозданием. Он настолько тесно связан с бытием
природы и ее законами, что, если человека хотя бы на секунду изъять из
этого окружения, он погибнет. Не только пища, воздух, вода, но все в
целом является нашей средой, и, если мы хотим существовать, мы должны
быть частью среды, быть вписанными в нее. Духовность же есть то, что мы
у природы не заимствуем, она отсутствует в природе. В природе нет
творчества, нет таких особенностей, как личностное самосознание, добро
и зло, она не может научить добру и злу (недаром она названа у поэта
«равнодушная природа"), в ней нет страдания, для нее существуют лишь
стихии. Так вот, особенность человека, делающая его трагическим царем
мироздания, заключена в духовном начале, которое ему присуще, даровано.
Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека
отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с
высшим духовным планом бытия. Библия учит нас, что духовность человека
заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда
человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим
первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги,
духовную и нравственную гибель. Наш ум живёт постоянно в будущем,
основываясь на опыте прошлого , он уже заранее выбирает свои действия.
Мы всегда живём иллюзией будущего, оглядываясь в прошлое, хотя жизнь
проходит в настоящем времени, здесь и сейчас! И развивая
сознательность, мы приближаемся к жизни в настоящем моменте. Духовность
- это жизнь в "здесь и сейчас", полное ощущение жизни всем своим
существом, а не поиск в будущем совпадений в памяти. Духовность в
православном понимании — это та высокая степень личного внутреннего
развития, которая, принимая все, высшей ценностью считает вечную жизнь
своей души в полном соответствии с волей Божией.
|