Категории раздела
Интернет бизнес [24]
Экономика [5]
Политика [15]
Искусство [0]
Спорт [0]
Религия [1]
Наука [10]
Образование [9]
Медицина [0]
История [8]
Разное [11]
Мини-чат
Booking.com
Booking.com
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Buking.com
Booking.com
Главная » Статьи » Русский раздел » Политика

О Грузино-Российских взаимоотношениях

Фонд им. Фридриха Эберта.
. . .
Комитет внешнеполитического планирования.
. . .
Институт стратегических оценок.
. . .

Сборник
РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИЙ ДИАЛОГ

Под редакцией С.В. Кортунова, С.Л. Ознобишева




Аналитический доклад грузинской стороны




Российско-грузинский диалог - Содержание

(О российско-грузинской встрече 7-9 ноября 2002 г.

(Комментарий российского эксперта)

О российско-грузинской встрече 27-28 марта 2003 г.

(Резюме)



Аналитический доклад российской стороны

1. Российская политика в Закавказье и урегулирование конфликтов

2. Абхазская проблема: пути решения

3. Отношения в военной и военно-технической сферах

4. Экономические отношения России и Грузии

Товарооборот Российской Федерации с Грузией, 2002 г.

5. Российско-грузинские отношения - итоги и перспективы



Аналитический доклад грузинской стороны

1. Общие положения российско-грузинского диалога

2. История российско-грузинских отношений

3. Постсоветские русско-грузинские отношения: общее состояние

4. Проблема межэтнических конфликтов

5. Военные проблемы

6. Правовые проблемы

7. Экономические вопросы

8. Вопросы региональной политики

9. Проблема политического курса

10. Заключительные положения




¤

Российско-Грузинский диалог

Аналитический доклад грузинской стороны

1. Общие положения российско-грузинского диалога

1.1. История российско-грузинских связей насчитывает многие века, но двадцать первый - исключительный. После развала СССР два государства впервые строят свои взаимоотношения в качестве равноправных демократических стран. Изменение взаимоотношений не обходится без проблем. Межгосударственные проблемы разрешаются двумя путями - диалогом или силой. Мы ищем ресурсы диалога.

1.2. Известно, что интересы и стратегия стран определяются внутренними и внешними условиями, такими как человеческий, рыночный, экономический и военный потенциалы, функция в политических и экономически системах мира и т.д. У России и Грузии эти условия совершенно разные и надо предполагать - у них разные интересы, что, возможно, содержит в себе причины возникших проблем.

1.3. Но диалог требует поиск общего. Следовательно, российско-грузинский диалог необходим видеть в иерархии интересов и стратегии, причин и следствии, общих для обеих стран звеньев.

2. История российско-грузинских отношений

2.1. Исторически сложившиеся стереотипы часто включены в современную ткань взаимоотношений государств. Поэтому согласованность в оценке прошлого порой становится основой для взаимопонимания в будущем. Надо предполагать, что и на русско-грузинские связи благотворно будет влиять согласованность в оценке истории.

2.2. Политическая традиция России начала создаваться в средние века. Она окрепла, когда Россия превратилось в большую и сильную империю. И окончательно сформировалась в борьбе за спасение мира от фашизма.

После освобождения от монгольского ига Россия стала хозяином собственной судьбы. Монгольские традиции в России не просматриваются нигде, кроме политики: стремление Золотой Орды к безграничному расширению собственных границ красной нитью проходит и через историю России, результатом которой стало создание огромной империи. Природа любой империи подразумевает желание влиять на процессы не только ближайшего геополитического пространства, но и всего мира, что не раз успешно удавалось России.

2.3. Малочисленная христианская Грузия в окружении больших мусульманских государств всегда стояла перед задачей сохранить физическое существование и суверенитет. Из-за такой судьбы Грузия всегда стремилась найти единоверных сильных партнеров, что ей с трудом удавалось.

2.4. С принятием христианства политической опорой для Грузии служила Византия. После падения Византии ослабленная религиозными войнами Грузия обратилась к России. Во второй половине XVIII века Россия согласилась на военное сотрудничество, но впоследствии аннексировала Грузию, объявила страну губернией России, государственным языком - русский, упразднила автокефалию грузинской церкви. Топоним тех времен "Владикавказ отражает имперский характер кавказской политики России. Отношение к Грузии было частью этой политики".

2.5. Необходимым компонентом имперской политики является национальная политика - при разделении населения по линии национального или религиозного противостояния легче властвовать над страной. Многочисленные документы царской России, включая перепись населения, показывают, что действия русских правителей Грузии были направлены на фиксацию в сознании населения этнических и религиозных различий даже там, где их не было. А потом они способствовали дозреванию этого процесса до сепаратистских настроений. Особое внимание в этой политике уделялось абхазам.

2.6. После Октябрьской революции Грузия получила независимость. Но через три года 11-ая армия большевиков оккупировала Грузию, которая впоследствии оказалась в составе Советского Союза. Советская национальная политика, не только продолжала, но и развивала традицию империи институционализацией формулы "разделяй и властвуй". Примером служит, с одной стороны передача пограничных территорий Грузии соседям (Азербайджану и РСФСР), с другой - разделение Грузии на сформированных по этническому и религиозному признаку Абхазскую и Аджарскую автономные республики и Юго-Осетинский автономный округ. Чувствуя сильную поддержку Союзного Центра, эти автономии всегда больше ориентировались на Москву, чем на Тбилиси.

2.7. За весь этот период одновременно сложились две противоположные традиции. Параллельно с политической возникла и развивалась традиция культурных и гражданских взаимоотношении. Культурная элита и население России не стремились "владеть", а стремились отдавать. Во время империи грузинскому народу беспрепятственно предлагалась великая Русская и Европейская культура и любовь русских. В советское время отчужденные от властей грузинский и русский народы вместе страдали под "красным террором", вместе боролись против фашизма, вместе создавали производство, науку и культуру. Общая судьба сблизила народы, породила уникальное тепло их взаимоотношений.

Политическая традиция России в отношении Грузии сложилась, как политика завоевателя, что было естественно для империи. Грузия, соответственно, относилась к ней как к завоевателю, о чем свидетельствуют несколько восстаний (как в царское, так и в советское время) и формирование идеологии национальной независимости.

3. Постсоветские русско-грузинские отношения: общее состояние

3.1. В 90-х годах ХХ века произошел демонтаж советской системы. Все страны стали независимыми и демократичными. У всех возникли проблемы, связанные с формированием новой государственности и с переходом на рыночную экономику.

3.2. В мире образовался необитаемый остров постсовестского пространства, с точки зрения мировой политики и экономики. К болезненному процессу борьбы за перераспределение имущества и влияние внутри постсоветских стран добавилась борьба за влияние на эти страны. Внутренние процессы стали частью внешних. Среди претендентов за "контрольный пакет" постсоветского пространства, естественно, была и России. Борьба за влияние, точнее, некоторые взятые из прошлого методы этой борьбы стали источником возникновения целого ряда проблем в российско-грузинских отношениях.

3.3. Острое политическое противостояние не отразилось на населении и культурной элите - на фоне политических проблем не возникают ни антигрузниские настроении в России, ни антирусские - в Грузии. Как в одной, так и в другой стране люди жалеют лишь о том, что человеческим, культурными и экономическим связям (Россия среди грузинских торговых партнеров с первого места переместилась на девятое) мешают визовой режим и другие политические барьеры.

4. Проблема межэтнических конфликтов

4.1. После развала СССР вооруженные конфликты, возникшие из посеянного два столетия назад сепаратизма, сперва вспыхнули вокруг России. Их самая большая концентрация была на Кавказе - Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах. Как ни парадоксально, во всех этих конфликтах победу над государственными войсками одержали войска национальных меньшинств.

4.2. В Грузии многие предполагают, что вышеупомянутый парадокс победы национальных меньшинств над национальным большинством объясняется российской военной помощью. По отношению к "грузинским конфликтам" эту версию аргументируют следующими фактами: 1) в боях на абхазской стороне участвовали чеченские и другие северокавказские боевики, российские военные структуры и техника, вплоть, до летательных аппаратов; 2) российские генералы делали успешные "прогнозы" падения Сухуми; 3) после войны некоторые политики, в том числе первый Президент России Б.Ельцин, признали негативную роль России в абхазской войне; 4) вслед за конфликтами появилась российская доктрина о ведущей роли России в решении конфликтов, что закрывало другим странам путь в постсоветское пространство; 5) по сей день наблюдается "асимметрия гуманизма" многих русских политиков - они переживают за тяжелое экономическое состояние абхазцев и никак не реагируют на существование трехсот тысяч грузинских беженцев, которые покинули собственные дома из-за этнической чистки; 6) наблюдается четкая синхронность поствоенной политики сепаратистов и России - сепаратисты упорствуют на мирных переговорах, а российские политики при необходимости угрожают Грузии их упорством и усилением сепаратизма в других регионах.

4.3. После поражения в Абхазии, Грузия подчинилась российской модели урегулирования - вошла в состав СНГ, пригласила миротворческий контингент России, согласилась на создание российских военных баз на собственной территории с условием, что Россия возьмет на себе ответственность за решение абхазской и юго-осетинской проблемы. Хотя в процессе политического урегулирования этих конфликтов, наряду с Россией, включились западные страны и международные организации. Переговорный процесс между грузинской и абхазской сторонами, проходящий на протяжении 10 лет под эгидой ООН и при содействии России, не привел к какому-либо ощутимому прогрессу.

4.4. Россия на протяжении этих лет всегда поддерживала территориальную целостность Грузии наряду с признанием права абхазского народа на национальное самоопределение в рамках Грузии. Между тем, некоторые факты идут вразрез с этой официальной позицией.

КСПМ, функционирующие в зоне конфликта с 1994 года, не смогли обеспечить полностью возложенные на них обязанности. В частности, в непосредственной зоне их дислоцирования не только продолжаются бесчинства, карательные операции, совершаемые сепаратистами против мирного населения Гальского района, но и что самое главное - имелись случаи и не единичные, участия в этих операциях самих миротворцев. Миротворческие силы РФ выполняют в основном только разъединительные функции. Их присутствие не гарантирует "Создание условий обеспечения безопасного и достойного возвращения людей, вынужденно покинувшей зону конфликта в районы их постоянного проживания" (из мандата миротворческих сил в Грузии п. 5 (б) утвержденного на Московском саммите СНГ 19 января 1996 года).

Пункт 8 Меморандума СНГ, подписанного 10 февраля 1995 г. в г.Алма-Аты гласит: "Государства обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы, если таковые возникнут, не устанавливать с ними политические, экономические и другие связи, не допускать использования ими территории и коммуникации государств-участников Содружества, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи".

Пункт 6 подписанного 19 января 1996 г. в г.Москве решения саммита СНГ гласит: "Подтверждая, что Абхазия является неотъемлемой частью Грузии, государства- участники Содружества без согласия Правительства Грузии:

а) не будут осуществлять торгово-экономические, финансовые, транспортные, иные операции с властями абхазской стороны.

б) не будут вступать в официальные контакты с представителями или должностными лицами структур, существующих на территории Абхазии, а также с членами созданных ими вооруженных формирований".

Пункт 7: Государства-участники СНГ не будут допускать функционирования на своих "территориях представительств властей абхазской стороны, а также лиц, официально представляющих эти власти".

Общеизвестно, что эти пункты не выполняются. Субъекты РФ заключают договоры с сепаратистским режимом; в России действуют т.н. "дипломатическое представительство" самопровозглашенной республики Абхазия, в субъектах РФ - "полномочные представительства Республики Абхазия". Банки Москвы, других городов РФ (в т.ч. центральный, внешнеэкономический и национальный банки) выделяют кредиты "правительству" Абхазии, его коммерческим структурам. Осуществляются контакты российских официальных представителей и высокопоставленных чиновников с лидерами самопровозглашенных республик, а также самостоятельная политика в отношении Абхазии, которую проводят российские военные, оснащающие сепаратистов оружием и военной техникой. Все это в значительной степени обусловливает долголетие политики сухумского сепаратистского режима - отказ от поиска обоюдных разумных компромиссных путей для мирного урегулирования конфликта.

Последнее время Россия ввела визовый режим по отношению к Грузии за исключением зон конфликта. И без согласования с Тбилиси вводит собственный паспортный режим на этих территориях. Такие шаги грузинской стороной оценены как аннексия упомянутых территорий. В добавление к этому, также без согласования с Тбилиси, Россия открыла железнодорожную коммуникацию с Абхазией. Из-за этих фактов создается впечатление, что некоторые влиятельные круги России не только не спешат урегулировать конфликт, но порой обостряют его.

4.5. На переговорах Грузия предлагает следующую позицию: Абхазия будет в составе Грузии со статусом члена федерации, которому, на основе соглашения сторон о разграничении конституционных полномочий, будут предоставлены широчайшие права, существующие в мировой практике для государственно-политических образований, входящих в состав единого государства (См. предложения Грузии, представленные в СБ ООН 5 марта 1996 г. за ( S/1996/165 и 23 июля 1999 г., за ( S/1999/813X).

Для абхазской стороны грузинская позиция неприемлема. Она настаивает на признании итогов референдума, проведенного на территории Абхазии после войны и провозгласившего независимость абхазского "государства". Для грузинской стороны и мирового сообщества неприемлемо апеллирование итогами войны, в результате которой произошла этническая чистка преимущественно грузинского, а также других этнических групп населения. Руководствуясь стандартами международного права, грузинская сторона не признает итоги тех референдумов и выборов, которые произведены в Абхазии без возвращения беженцев и насильственно перемещенных лиц в родные места.

Анализ показывает, что компромисс Грузии заключается в максимальном расширении прав Абхазии в составе Грузии. В позиции абхазской стороны нет компромиссов. Исторические и нынешние тенденции российской политики в поддержку сепаратизма, заставляют подозревать, что упорство абхазцев за столом переговоров подкреплено определенными кругами российской политической элиты. Эти подозрения усиливаются, когда абхазская сторона, мотивируя свою бескомпромиссность по отношению к Грузии стремлением к независимости, выражает желание присоединиться к России, и когда некоторые группы российского парламента собираются вынести этот вопрос на обсуждение в Думе.

4.6. На фоне вышеупомянутых фактов неэффективность российского посредничества воспринимается не как слабость, а как стратегия России, взятая из арсенала имперской национальной политики. Такое положение расширяет пропасть не столько между грузинской и абхазской сторонами, сколько между Грузией и Россией.

4.7. Для взаимоотношения России и Грузии ключевое значение имеют межэтнические конфликты не только на южной стороне Кавказа, но и на северной. Стимулированный некоторыми кругами России сепаратизм "бумерангом возвратился" к ним в виде российско-чеченского военного конфликта. Россия, настоятельно рекомендующая Грузии политическое урегулирование абхазского конфликта, в чеченском конфликте единственным методом выбрала войну.

Хотя на этапе абхазского процесса было сделано все, для того, чтобы посеять вражду между чеченцами и грузинами, Грузия дала убежище чеченским беженцам во время войны и они разместились в Панкисском ущелье. Сперва Россия попросила Грузию пропустить российские войска через свою территорию для их ввода в Чечню с юга. Грузия не захотела включится в межэтнический конфликт с какой-либо стороны, она предложила роль посредника в мирном урегулировании (но этим Россия не воспользовалась). Потом российские политики обвинили Грузию, что из Панкисского ущелья в Россию переходят чеченские террористы. По этой причине Россия несколько раз разбомбила пограничную зону Грузии. Были жертвы среди мирного населения. Российские политики обвинили Грузию и в том, что в Панкиси находятся террористы Аль-Каиды. На это заявление отреагировали уже США. Они не ввели собственные войска, как этого собиралась сделать Россия. Уважая суверенитет Грузии, США прислали в страну лишь военных инструкторов, которые подготовили группы для борьбы с международным терроризмом. Подготовленные и оснащенные американцами военные структуры Грузии позже смогли провести бескровную операцию и очистить Панкиси от террористических и криминальных групп, не причиняя вред мирной части беженцев.

4.7. До сих пор неясно, действительно ли чеченцы создавали находящиеся в Панкиси проблемы на территории России, или же служили поводом для военного и политического давления на Грузию. Или же все, вместе взятое. (Ведь вооруженные группы по направлению к Грузии толкали действия российских военных, и российские пограничники пропускали их без сопротивления). Чеченская проблема стала еще одним фактором увеличения пропасти во взаимоотношении двух стран.

4.8. Переломным в совместном урегулировании этноконфликтов стал 2003 год. Произошла координация пограничников двух стран в зоне российско-чеченского конфликта. Президенты двух стран встретились в Сочи и по инициативе В. Путина рассмотрели идею о синхронизации двух процессов - восстановления железной дороги и возвращения беженцев в Абхазии. Планируется разработать конкретные механизмы выполнения этого исторического решения. Так как не представляется возможным регуляция отдельных сегментов без регуляции всей системы российско-грузинских отношений, на сочинской встрече были рассмотрены и другие вопросы данной системы.

5. Военные проблемы

5.1. Как уже было отмечено выше, Грузия предоставила России свои территории для военных баз с условием, что Россия будет способствовать урегулированию грузино-абхазского конфликта.

5.2. В соответствии с российско-грузинским Протоколом, являющимся составной частью адаптированного варианта ДОВСЕ, подписанного на Саммите ОБСЕ в Стамбуле 19 ноября 1999 г., Россия взяла на себя обязательство не позднее 1 июля 2001 г. расформировать свои военные базы в Вазиани и Гудауте. В отношении Вазиани это обязательство было выполнено. Оставшиеся военные базы России в Грузии со временем будут ликвидированы, на счет чего приняты соответствующие политические решения.

5.3. Разногласия между сторонами здесь - по срокам ликвидации оставшихся баз. Нельзя ставить развитие двухсторонних политических отношений в зависимость от решения этого вопроса - российская сторона должна уступить грузинской, хотя бы для того, чтобы показать свою готовность к партнерству, что так редко просмотривается в кавказской политике России.

5.4. Россия оказывает Грузии финансовую помощь в виде оплаты издержек по охране ею своих границ (соглашением предусмотрено долевое участие - 60( оплачивает Россия, 40( - Грузия, причем последняя своей доли ни разу не выплатила, задолжав России около 30 млрд. руб.). Тем не менее, Грузия, вернее ее руководство, чрезвычайно настороженно относится к любому военно-политическому сближению с Россией.

5.5. На фоне негативного восприятия роли гудаутской базы России в абхазском конфликте и разочарования поведением российских миротворцев в зоне конфликта, любые военные подразделения России на территории Грузии воспринимаются как фактор повышенного риска. Настороженность грузинской стороны усилили двойной стандарт России при решении абхазских и чеченских конфликтов - для защиты собственных интересов Россия предпочитает использование силы. Примером сказанного может послужить и та легкость, с какой Россия разбомбила пограничную зону Грузии. Не должно удивлять, что Грузия с восторгом не будет встречать присутствие на собственной территории военных, которые в любой момент могут получить приказ направить оружие против самой Грузии.

5.6. Вышеизложенная аргументация служит ответом и на предложение некоторых представителей российской стороны о том, что важным элементом российско-грузинского военного сотрудничества могла бы стать совместная оборона 400 км участка границы с Турцией. Российские пограничники охраняли бы границы не России, а Грузии, участвуя тем самым в обеспечении ее безопасности от внешней угрозы. Мотивируется это позиция тем, что по оценке специалистов, Грузия ни в настоящее время, ни в обозримой перспективе самостоятельно и в полном объеме не в состоянии справиться с охраной 400 км. грузино-турецкого участка сухопутной и 300 км. участка морской границы. Нетрудно предугадать реакцию Грузии на эту идею. Если Россия хочет помочь в укреплении границы, она может это сделать аналогично американской помощи без ввода вооруженных сил. В противном случае, предложение о помощи будет восприниматься только как повод для усиления военного присутствия России и последующего силового давления на Грузию.

5.5. Сотрудничество в военной сфере больше всех нуждается в доверии сторон. Следовательно, о таком сотрудничестве может идти речь лишь после кардинального изменения российской политики по отношению к Грузии.

6. Правовые проблемы

6.1. Еще в 90-х годах был подготовлен проект рамочного договора между Россией и Грузией. Парламент Грузии ратифицировал этот документ, парламент России воздержался. Аналогичный документ у России сегодня оформлен со всеми постсоветскими странами за исключением Грузии. Такую позицию России трудно понять. Наверно, это и послужило поводом того, что президенты в Сочи решили ускорить процесс работы над договором. К данному моменту практически все пункты согласованы между сторонами. Главное - чтобы проект имел шансы быть ратифицирован парламентами обеих стран.

6.2. Договоренности президентов в Сочи открыли путь для делимитации границ. Политические препятствия по существу сняты, остались вполне решаемые технические вопросы.

6.3. Наиболее тяжелы политические последствия решения России ввести визовый режим на границе с Грузией, за исключением участков межэтнических конфликтов. Россия обещает снять визовый режим после окончания конфликта в Чечне. Проблема для Грузии заключается не столько в визовом режиме, сколько в том, что он не распространяется на всю границу. Политический климат российско-грузинских взаимоотношений существенно улучшится, если Россия введет этот режим на протяжении всей российско-грузинской границы. В противном случае, этот режим воспринимается как юридический инструмент аннексии Грузии.

7. Экономические вопросы

7.1. Россия продает газ Западу до 110 долл. за тысячу кубов, Украине - по 80, Армении - по 53, Грузии - по 50. Россия откликнулась на просьбу о реструктуризации грузинских долгов (около 150 млн. долл.), помогла Грузии решить вопросы, связанные с ее взаимоотношениями с МВФ и Парижским клубом, и готова откликнуться на новую просьбу Грузии о реструктуризации ее долга.

7.2. На сочинской встрече президентов намечены пути экономической реабилитации зоны конфликта, обсуждены перспективы реализации ряда совместных экономических проектов.

7.3. Становится все более очевидным, что главное - это руководствоваться в своих взаимоотношениях в первую очередь соображениями экономической рациональности, а не взаимными обидами и политическими претензиями. Грузинское руководство никогда не использовала транзитную роль Грузии для выталкивания России из региона, так как это не соответствует национальным интересам Грузии. Более того, Грузия считает перспективным транзит нефти из Новороссийска через Абхазию в Турцию. Президентом Грузии неоднократно ставился вопрос о привлечении в состав стран-участников ГУУАМа России. Однако этот выбор остается за Россией. Необходимо активизировать работу двусторонних комиссий по экономическому и культурному сотрудничеству.

7.4. Между тем, экономическое дистанцирование между Россией и Грузией носит обоюдный характер. Представляется, что отмена визового режима наряду с другими мерами, предпринимаемыми в настоящее время на уровне правительств, будет способствовать российско-грузинскому торгово-экономическому сотрудничеству.

7.5. Перспективным представляется сотрудничество в области энергетики - объединение энергосистем с дальнейшим экспортом электроэнергии в Турцию, совместное строительство ветки газопровода через Грузию в Турцию, транспортные вопросы. Развитию двусторонних отношений способствовало бы совершенствование правовой базы, сотрудничество Центробанка России и Национального Банка Грузии, организация взаиморасчетов и меры по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, достижение соглашений между деловыми кругами об избежании двойного налогообложения и о защите и поощрении инвестиций. Торгово-экономическое сотрудничество получило бы большой импульс, если бы оживилась работа совместной российско-грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества.

7.6. Особый потенциал сотрудничества заложен в использовании автомобильных, железнодорожных, воздушных и морских коммуникаций Грузии, с помощью которых Россия обеспечивает сообщение и грузооборот с государствами Южной Европы, Ближнего и Среднего Востока.

7.7. Дальнейшее развитие экономического партнерства - очень заманчивая перспектива как для России, так и для Грузии. Но жесткая политика России по отношению к Грузии и подчиненность российской экономики политике, создает опасность, что расширение экономических связей может оказаться расширением арсенала инструментов давления на Грузию (примеры такого политэкономического давления существуют). Поэтому, естественно, что Грузия, независимо от декларированной поддержки, по возможности, будет дистанцироватся даже от выгодных для нее российских экономических предложений, пока не остынет агрессивный пыл российской политики. Общеизвестно, что экономика развивается при взаимном доверии партнеров.

8. Вопросы региональной политики

8.1. В абхазском конфликте северокавказские народы встали на стороне абхазов. Россия на переговорах и сейчас предупреждает, что при любых вариантах разблокирования конфликта за счет Абхазии, реакция Северного Кавказа будет однозначно проабхазской. Примечательно, что такое предупреждение раздается со стороны представителей России, а не Северного Кавказа.

8.2. Вместе с тем, следует учесть, что сегодня у народов Северного Кавказа уже иной политический опыт, чем в 1992 году. Многие старались, чтобы абхазский конфликт принял форму грузино-кавказского конфликта. То, что такого конфликта не существует, показали последующие события - Грузия отказалась включиться в чеченскую войну и дала приют беженцам из Чечни.

8.3. Сама чеченская война никак не убеждает, что Россия руководствуется интересами народов Северного Кавказа. Стало ясно и то, что судьбой этих народов не интересуются и те, кто служат проводником российской политики, в частности, абхазы. Убедительное свидетельство тому - отсутствие серьезной поддержки чеченской стороны в период двух войн в Чечне. Следует отметить, что консолидацией и поддержкой чеченские сепаратисты не избалованы и со стороны народов Северного Кавказа. Это еще раз подсказывает, что консолидация кавказцев для помощи абхазских сепаратистов была результатом политики вполне определенных кругов России. Повторение такой консолидации возможно лишь при повторной активности тех же кругов.

8.4. Создается впечатление, что провоцирование конфликта служит основой политики некоторых кругов России на Кавказе. Конфликт не может быть основой долгосрочной политики. Со временем России и Грузии придется сотрудничать в переводе региональной политики на мирные рельсы.

9. Проблема политического курса

9.1. Грузии, интересы которой подчеркнуто пренебрегались Россией, больше ничего не оставалось, как снова искать страну, готовую помочь. В то же время Грузия предложила миру идею транскавказской дороги энергоносителей, которая нашла широкий отклик как в экономических, так и в политических кругах разных стран мира. Заинтересованной и готовой помочь оказались США. Так определился внешнеполитический курс Грузии, которая находится в сложном экономическом и политическом состоянии и нуждается в быстром определении эффективного курса.

9.2. Надо честно признать, что вина за ненормальное развитие событии в российско-грузинских отношениях во многом ложится на Россию, которая в начале 90-х годов отодвинула на задний план отношения со странами ближнего зарубежья, в том числе и с Грузией. Ослабление Россией своих позиции в Грузии объясняется также нечеткостью общей внешнеполитической стратегии, неопределенностью приоритетов, вялостью, а порой и непоследовательностью российской политики. Неопределенность в общей стратегии определила и неопределенность на грузинском направлении.

9.3. Россия является партнером США. В то же время она остро реагирует на сближение Грузии и США. Если Россия партнер США, чем объясняется острота реакции? А если США является потенциальным врагом России, почему она это скрывает?

10. Заключительные положения

10.1. С XVIII-го века история российско-грузинских политических отношений шла под знаком диктатуры (царя, большевиков, большого над малым и т.д.) и это на фоне нарастающей демократизации западного мира: в направлении востока инерция феодализма сильнее. Но политические традиции не фатальны, они везде изменялись. Настала пора и российско-грузинским отношениям придать забвению феодальные стереотипы и действовать не на основе оружия, а на основе взаимной выгоды.

10.2. Все достижения российского государства связаны со сближением России с ведущими государствами мира. После того, как в советское время Россия начала искать партнерство с "маргиналами" мировой системы, появились трещины в политике России. Этот опыт надо перевести на современность. Сейчас Россия опять стоит перед альтернативой дружить с маргиналами или лидерами мировой политики. Исходя из исторического характера России, надеемся, что она захочет оказаться в группе лидеров.

10.2. При интенсивной интеграции России в элиту мирового сообщества ей будут мешать устаревшие политические стереотипы. Для лидерства в современном мире прежде всего необходима экономическая сила и интенсификация соответствующих межгосударственных связей. Именно на этом поприще заложена перспектива совпадения интересов и успешного сотрудничества России и Грузии (как транзитного евроазиатского государства). На этом этапе России будет необходимо партнерское, а не настороженное отношение Грузии. Любое недоверие со стороны Грузии может сузить экономические контакты России. Следовательно, ликвидация недоверия - в интересах будущих перспектив России.

10.3. Соседство с Россией, которая смотрит только на оружие, опасно для любой страны, в том числе и для Грузии. Но когда Россия начнет жить активной экономической жизнью, это будет крайне выгодно для Грузии - огромный российский рынок повышает значение государства, расположенного на пути к этому рынку.

10.4. Чем быстрее в российской политике военные факторы уступят ведущее место экономическим, тем быстрее будут отрегулированы многие проблемы, в том числе проблемы российско-грузинских отношений. Как только произойдет такая смена интересов, Грузия с большим энтузиазмом будет их защищать на любом поприще.

10.5. На данном этапе необходимо сделать все возможное, чтобы ликвидировать факторы недоверия в российско-грузинских отношениях. На фоне недоверия невозможно рассчитывать на полноценное сотрудничество в какой-либо сфере. Исходя из сделанного выше анализа, следует заключить, что ни военные, ни юридические и ни экономические связи не сформируют стабильное партнерство. Условием самих этих связей является, прежде всего, доверие.

Недоверие между странами появилось в результате того, что Россия последовала за своей исторически сложившейся политической традицией - все решить на основе силы. Именно этот стереотип придется сломать. Современность показывает, что взаимовыгодное партнерство порой сильнее силы.

10.6. Имя "Владимир" отражает суть "русской мечты" - владеть миром. Раньше этого добывались оружием, сегодня владеть миром может только тот, у кого сильная экономика. Грузия всегда будет поддерживать стремление России стать экономически сильной державой современного мира, если это не будет угрожать самой Грузии. Следовательно, в этом направлении заложены огромные ресурсы общих интересов обеих стран.

1 В 1993 году 70% населения Грузии высказались за вступление в СНГ.



В начало текста В российскую часть документа var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Категория: Политика | Добавил: bjalony (31.05.2009)
Просмотров: 840 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 05.05.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Партнерка
Block conten t
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Booking.com
    Booking.com
    Bookin.com
    Booking.com