ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ
Осенью 1998 года Компьютерное сообщество Института Инженеров по Электротехнике и Электронике (IEEE-
CS) и Ассоциация по Вычислительной Технике (ACM) основали специальную комиссию по учебным планам
преподавания информатики с целью пересмотра существовавших на тот момент руководств по составлению
учебных планов для университетских программ по информатике. Официально задача была сформулирована в
уставе комиссии следующим образом:
Пересмотреть рекомендации ACM и IEEE-CS по учебным планам преподавания информатики 1991 года,
и разработать исправленную и дополненную версию для 2001 года, которая будет учитывать самые по-
следние достижения компьютерных технологий за последнее десятилетие и которая сможет выдер-
жать проверку временем в течение последующего десятилетия.
Как определено в нашем уставе, целью работы комиссии по созданию отчета CC2001 является пересмотр преды-
дущей версии отчета, "Рекомендаций по составлению учебных планов преподавания информатики 1991" путем
включения в документ результатов, полученных в последнее десятилетие. Эта задача оказалась намного более
сложной, чем мы изначально думали. Информатика существенно изменилась, и эти изменения сильно повлияли
на структуру учебных планов и педагогику. Более того, границы того, что мы называем информатикой, настоль-
ко расширились, что становится трудно определять ее как единую дисциплину. В предыдущих отчетах предпри-
нимались попытки объединить такие дисциплины как информатика, проектирование компьютеров и программная
инженерия в рамках одного отчета о компьютерном образовании. Хотя подобный подход был разумным 10 лет
назад, сейчас не возникает сомнений, что в XXI веке информатика состоит из целого ряда самостоятельных дис-
циплин, каждая из которых имеет свою педагогическую специфику.
1.1. Общая структура документов СС2001
В свете расширения дисциплины информатики – и поскольку обратная связь, которую мы получили после пуб-
ликации чернового варианта отчета, подтолкнула нас к движению в этом направлении – мы решили разделить
отчет CC2001 на несколько частей. Данный том посвящен только информатике (computer science). Однако для
того, чтобы охватить и другие дисциплины, являющиеся частью обобщенной области информатики и информа-
ционных технологий, IEEE-CS и ACM создали ряд дополнительных комиссий. Эти комиссии предпринимают
аналогичные шаги в других областях, включая проектирование компьютеров, программную инженерию и ин-
формационные системы.
Когда отдельные отчеты будут завершены, представители всех дисциплин соберутся вместе, чтобы создать об-
зорный том, объединяющий всю серию отчетов. Этот обзорный том будет содержать определения различных
дисциплин информатики вместе с анализом общих приемов преподавания. Структура серии проиллюстрирована
на рисунке 1-1.
1.2. Обзор процесса разработки СС2001
Разработка данного документа была преимущественно осуществлена специальной комиссией CC2001, члены ко-
торой перечислены в начале этого документа. Учитывая масштабы проекта CC2001 и объем рассматриваемого
материала, мы сочли необходимым привлечь множества дополнительных специалистов, представляющих раз-
личные учреждения и области знаний. Для обеспечения участия широкого круга участников, необходимого для
успеха таких проектов, специальная комиссия образовала 20 рабочих групп, разделенных на две категории: рабо-
чие группы по структуризации знаний (Knowledge Focus Groups, KFGs) и рабочие группы по педагогике (Peda-
gogy Focus Groups, PFGs).
8
Рисунок 1-1. Процесс подготовки отчетов СС2001
Обзорный документ будет создан представителя- Рекомендации к
ми различных дисциплин после того, как будут учебным планам
преподавания ин-
завершены отдельные отчеты. Он будет сфокуси- форматики 2001
рован на вопросах компьютерного образования в
целом. Обзор
IEEE-CS/ACM
Как определено в нашем уставе, целью работы комиссии по созданию отчета CC2001 является пересмотр преды-
дущей версии отчета, "Рекомендаций по составлению учебных планов преподавания информатики 1991" путем
включения в документ результатов, полученных в последнее десятилетие. Эта задача оказалась намного более
сложной, чем мы изначально думали. Информатика существенно изменилась, и эти изменения сильно повлияли
на структуру учебных планов и педагогику. Более того, границы того, что мы называем информатикой, настоль-
ко расширились, что становится трудно определять ее как единую дисциплину. В предыдущих отчетах предпри-
нимались попытки объединить такие дисциплины как информатика, проектирование компьютеров и программная
инженерия в рамках одного отчета о компьютерном образовании. Хотя подобный подход был разумным 10 лет
назад, сейчас не возникает сомнений, что в XXI веке информатика состоит из целого ряда самостоятельных дис-
циплин, каждая из которых имеет свою педагогическую специфику.
1.1. Общая структура документов СС2001
В свете расширения дисциплины информатики – и поскольку обратная связь, которую мы получили после пуб-
ликации чернового варианта отчета, подтолкнула нас к движению в этом направлении – мы решили разделить
отчет CC2001 на несколько частей. Данный том посвящен только информатике (computer science). Однако для
того, чтобы охватить и другие дисциплины, являющиеся частью обобщенной области информатики и информа-
ционных технологий, IEEE-CS и ACM создали ряд дополнительных комиссий. Эти комиссии предпринимают
аналогичные шаги в других областях, включая проектирование компьютеров, программную инженерию и ин-
формационные системы.
Когда отдельные отчеты будут завершены, представители всех дисциплин соберутся вместе, чтобы создать об-
зорный том, объединяющий всю серию отчетов. Этот обзорный том будет содержать определения различных
дисциплин информатики вместе с анализом общих приемов преподавания. Структура серии проиллюстрирована
на рисунке 1-1.
1.2. Обзор процесса разработки СС2001
Разработка данного документа была преимущественно осуществлена специальной комиссией CC2001, члены ко-
торой перечислены в начале этого документа. Учитывая масштабы проекта CC2001 и объем рассматриваемого
материала, мы сочли необходимым привлечь множества дополнительных специалистов, представляющих раз-
личные учреждения и области знаний. Для обеспечения участия широкого круга участников, необходимого для
успеха таких проектов, специальная комиссия образовала 20 рабочих групп, разделенных на две категории: рабо-
чие группы по структуризации знаний (Knowledge Focus Groups, KFGs) и рабочие группы по педагогике (Peda-
gogy Focus Groups, PFGs).
8
Рисунок 1-1. Процесс подготовки отчетов СС2001
Обзорный документ будет создан представителя- Рекомендации к
ми различных дисциплин после того, как будут учебным планам
преподавания ин-
завершены отдельные отчеты. Он будет сфокуси- форматики 2001
рован на вопросах компьютерного образования в
целом. Обзор
IEEE-CS/ACM